Прокат лодок, байдарок, катамаранов и каяков
Главная
Тренировки
Контакты
Отчеты
Форум
Фото
Видео
Архив
Ивенты
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Риони Цхенисцкали PDF Печать E-mail
Автор Фаустов Алексей   
03.06.2008 г.

 О водном туристском путешествии с эл. 4 - 5 к.с. по Грузии: Киев – Батуми (Поти) – сплав по р. Риони от пос. Уцера до пос. Намахвани, сплав по р. Цхенисцкали от пос.  Текали до пос. Хведи – Тбилиси (Поти) - Киев, совершенном с 26  апреля по 11 мая 2008 г.

Руководитель группы: Романенко И.Б
 
 
Справочные сведения о путешествии

 


1. Основная нитка маршрута Киев – Батуми (Поти) – сплав по р. Риони от пос. Уцера до пос. Намахвани, сплав по р. Цхенисцкали от пос. Текали до пос. Хведи –Тбилиси (Поти) - Киев.


2. Протяженность сплава – 103 км.


3. Продолжительность: общая – 14 дней, активной части - 7 дней;


4. Тип судов: 2-х местный катамаран- 5 штук;


5. Сроки проведения: с 26  апреля по 11 мая 2008.


6. Количество человек - 10.

7. Автор отчета Фаустов А.В.


 

ФИО

Год рождения

Опыт

Романенко Игорь Борисович

1975

Б.Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба 4 к.с., рук., Улуг-Оо, 4 к.с. уч.

Янковская Елена Станиславовна

1981

Б.Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба 4 к.с., уч.

Савицкий Павел Владимирович

1981

Б.Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба 4 к.с., уч.

Мирошниченко Станислав Иванович

1978

Б.Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба 4 к.с., уч.

Васюк Павел Петрович

1981

Б.Зеленчук, Аксаут, Кубань 4 к.с., уч.

Фаустов Алексей Владимирович

1971

Б.Зеленчук, Аксаут, Кубань 4 к.с., уч., Кутсайоки, Крсненькая 3 к.с., уч.

Литвиненко Виктор Николаевич

1978

Б.Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба 4 к.с., уч.

Еремина Виталия Сергеевна

1981

Б.Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба 4 к.с., уч.

Ситкин Владимир Михайлович

1963

Башкаус, Чулышман 5 к.с., уч.

Б. Лаба, Кубань, Риони 4 к.с. уч

Гураков Антон Георгиевич

1982

Б. Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба, 4 к.с., уч.

   Сведения о судах и экипажах 

Для проведения похода нами использовались катамараны 2, производства киевской фирмы “Neris”. Далее приводится распределение участников по судам, в порядке следования походной колонны

 
  1. Кат №4: Владимир Ситкин, Антон Гураков;
  2. Кат №2: Станислав Мирошниченко, Павел Савицкий (Химики);
  3. Кат «Сало»: Игорь Романенко, Лена Янковская;
  4. Кат «Феррари»: Виктор Литвиненко, Вита Еремина (Витьки);
  5. Кат №1: Павел Васюк (Васо), Алексей Фаустов

+   Форд Транзит: Мевлуд, Давид – сопровождение и береговая поддержка.

 

Выбор маршрута.

 

Наш клуб «4 стороны» последние годы регулярно осуществляет походы на реки Северного Кавказа. Не хочу сказать, что этот регион перестал быть для нас интересен, отнюдь. Там есть реки, на которых мы очень хотим побывать, но сама атмосфера в регионе, часто не дружелюбно настроенное местное население, а ОСОБЕННО взаимодействие с местными органами власти, милицией, ГАИ, пограничникам, таможней и т.п., мягко говоря, оставляют желать лучшего. При подготовке весеннего похода этого (2008) года, все выше сказанное, заставило нас обратить взгляд на другие страны и регионы, не слишком удаленные от Украины. Хотелось найти вариант похода, с протяженной речкой до 5 к.с., с более-менее бюджетной дорогой и заброской.

Первые мысли были о Турции, базовая речка Чорох. Но внимательно изучив доступную информацию, списавшись с Александром Лифановым, мы пришли к выводу что вряд ли найдем на майские праздники, в условиях высокой воды, речку в Турции, которая была бы интересна и продолжительна, и была нам по силам. Останавливало также соображение, что потенциальные  обносы и обвозы сложно будет делать без сопровождения, и в любом случае это может вылиться в существенное удорожание мероприятия в условиях Турции.

Тогда поиски были перенаправлены на Румынию, Болгарию  и Грузию. К сожалению, по первым двум странам скольнибуть значимой информации найдено не было, хотя из общих соображений обе страны, а особенно Болгария, должны представлять существенный интерес в целях водного туризма.

По Грузии, стране очень богатой на разнообразные реки, на удивление, доступной информации оказалось крайне мало: отчеты по Цхенисцкали 1988 г. [1] и 2006 г.[2], отчет по Паравани 2007, и единственный отчет по Риони [3], когда-то якобы очень популярной сплавной реке – 1970 г !!! Кодори и Ингури не рассматривались по соображениям безопасности. (Позже нам попались отчеты Лагоды по Ингури и Дарьяльскому ущелью Терека, откуда стало понятно, что эти реки могут представлять для нас только теоретический интерес). Алазани, Арагви и Кура были отвергнуты, как не достаточно техничные реки. Кроме того, в случае Алазани, настораживала близость чеченской границы. По предварительным, непроверенным данным интерес для сплава могут представлять также реки Храми, Аджарисцкали и весной Супса. Потенциально интересными остаются Иори и множество рек западной Грузии – Хоби с притоками, притоки Цхенисцкали, правые притоки Риони. То, что мы видели на речке Цкалители, осматривая церковь в Моцамета, очень сильно нас заинтересовало. Но вода в этой речке только весной.

Проработав всю доступную информацию, мы остановились на связке Риони – Цхенисцкали. По Цхенисцкали у нас был подробнейший отчет [2], Риони была выбрана для раскатки. Хотя готовность группы для прохождения Лентехского каньона вызывала сомнения, было решено определятся на месте.

 Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута 

            Вариант наземного транспорта был нами отвергнут уже при поверхностном его изучении. Оставался самолет или паром. (Паромная линия Ильичевск – Поти была обнаружена нами еще на этапе проработки вариантов заброски на р. Чорох). Т.к. большая часть группы не располагала достаточным свободным временем, чтобы плыть на пароме (примерно 48 часов ходового времени + возможные задержки + дорога до Одессы), а так же с целью оптимизации расходов (не платить в самолете за перевес) было принято решение часть группы в составе трех человек отправить со всем снаряжением на пароме, остальные летели самолетом.

            Паромное сообщение осуществляется судоходной компанией Укрферри. Паром ходит еженедельно, из Ильичевска не раньше вторника, обратно из Поти по субботам. Не раньше – означает, что еще на этапе покупки билетов Вас предупреждают, что паром может задержаться с приходом/отходом, задержаться с погрузкой/выгрузкой, задержаться в пути, наконец, может быть просто занят причал. На все эти задержки отводится не более трех дней. Кроме того, существует такая морская традиция, примета, - никогда заранее не говорить о точном времени прихода в порт назначения. Поэтому на все Ваши вопросы о времени прибытия будут отвечать вежливо, но уклончиво. Стоимость билета в один конец – 800 – 870 грн, с учетом предварительного бронирования и трехразового питания. Груза можно провозить 150 кг на человека. Но взвешивание при посадке отсутствует как таковое. Мы плыли паромом «Грейфсвальд», каюты 2х, 3х, 4х местные, каждая оборудована санузлом с душем. К недостаткам нужно добавить достаточно длительный и утомительный процесс посадки и высадки с парома.

            Авиасообщение осуществляется разными компаниями из разных городов Украины. Из Киева самолеты летают в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. По расстоянию до места заброски предпочтительнее был Кутаиси, но день вылета был неудобный, поэтому мы летели в Батуми, ближе расположенный к реке, чем Тбилиси. Кроме того, так Поти оказывался у нас по дороге, куда все равно надо было ехать за людьми и снаряжением. Стоимость авиаперелета в оба конца около 350 $.

            Особо тщательно прорабатывался вопрос  сопровождения. В конечном счете, остановились на варианте Форд Транзит на 12 мест, полное сопровождение похода 1400 $. Мевлуд (водитель) +99593754456, Давид (гид) +99599904451 zaalge@yandex.ru. Названый автомобиль спокойно проезжал по всем дорогам, которые нам попадались. Мевлуд сам из Кутаиси, но отлично знает регион, дороги, везде имеет знакомых. Давид, отлично говорящий по-русски, решал вопросы с местным населением, представителями власти, и провел нам несколько незабываемых экскурсий. Один из участников оценил сопровождение на 6 по пятибалльной шкале. Я думаю это очень скромная оценка.

 Информация о районе похода. Местное население.             Местные люди очень радушны и гостеприимны. Постоянно угощали нас вкусной едой и просто огромными количествами вина и чачи, приглашали к себе в дом. Это в большей степени относится к населению в Раче и Имерети, по долине Риони. В долине Цхенисцкали, Нижняя Сванетия, люди более сдержаны, но всегда относились к нам очень отзывчиво и доброжелательно. Тем не менее, на въезде в Лентехи нас остановила полиция, и выделила нам сопровождающего, который находился постоянно при нас, пока мы не покинули Сванетию. По скромным оценкам, количество вина, подаренного нам в первый день, при стапеле в Уцере, составило порядка 70 литров. Все это постоянно подвергало спортивный характер нашего похода сильному риску, которому мы часто не могли противостоять. Опасения за сохранность наших вещей и снаряжения, которые так актуальны в Украине, покинули нас уже на второй день и больше не посещали. План похода. 

Дата

Дни в пути

Отрезок маршрута

Расстояние (км)

Способ передвижения

26.04

1

г. Поти – пос. Уцера

 

Автомобиль

27.04

2

пос. Уцера – пос. Нахети

5

Сплав

28.04

3

пос. Нахети – устье р. Джорджора

8

Сплав

29.04

4

Устье р. Джорджора – пос. Амбролаури

24

Сплав

30.04

5

Сел. Амбролаурі – устя р. Шараула

24

Сплав

01.05

6

Устя р. Шараула – сел. Намахвані

35

Сплав

02.05

7

М.н. – пос. Текали, полудневка

 

Автомобиль

03.05

8

пос. Текали – Лентехский каньон

5

Сплав

04.05

9

Лентехский каньон

2

Сплав

05.05

10

Лентехский каньон

3

Сплав

06.05

11

Лентехский каньон – пос. Лентехи

8

Сплав

07.05

12

пос. Лентехи – пос. Циплакакиа

9

Сплав

08.05

13

пос. Циплакакиа – пос. Цагери

7

Сплав

09.05

14

пос. Цагери – пос. Зуби

13

Сплав

10.05

15

пос. Зуби – пос. Кведи

18

Сплав

11.05

16

пос. Кведі – г. Поти

 

Автомобиль

  Риони. Общие впечатления. В Уцеру мы прибыли уже ночью, быстро разбили лагерь и легли спать. Утром, когда мы посмотрели реку, впечатление было такое, что мы не туда приехали. Сплошной хаос из мощных, пульсирующих валов и бочек,  камни все залиты. Вода серого цвета, похожа на жидкий цементный раствор. Влад оценил порог как шестерочную шиверу, а расход в этом месте примерно в 80 кубов, против 20 осенью, когда он был тут прошлые разы.  ФОТО 1Однако, просмотрев реку ниже, мы увидели, что она упрощается, и решили стапелится и плыть ФОТО 3, ФОТО 4. Вообще, читая отчет [3], стоит внимательней отнестись к содержанию, многое актуально и сегодня, в частности информация о высоких валах. Также, на наш взгляд, актуальна информация в таблице «Распределение расхода р. Риони по месяцам». Пик паводка приходится именно на апрель – май, и хотя на момент начала нашего сплава вода уже несколько спала, расход примерно соответствовал табличному. В Июне бывает второй паводок, но он, как правило, слабее. Расход выше Амбролаури мы оценили в районе 100, а несколько ниже Алпаны - за 200. Мы не замеряли специально скорость течения, но оценка в 14 км/ч на плесовых участках показалась нам вполне корректной. Ко всему выше сказанному, нужно добавить, что вода очень жесткая. Пробивая вал носом судна, чувствуешь мощную отдачу, а небольшой отбойник, меньше полуметра, ударяясь в бок, едва ли не киляет катамаран. Сплав по Риони. График движения и описание основных препятствий, их прохождение. 

Дата

Участок маршрута

Км

Описание

27.07.2008

Стапель

 

На небольшой полянке ПБ, возле дамб в черте пос. Уцера

28.04.2008

Начало сплава ниже пос. Уцера – порог у пос. Накиети

2

Старт с галечного острова сразу за мостом на окраине Уцеры ФОТО 2. Примерно через километр еще один мост. Головной кат №4, Феррари и замыкающий №1 прошли по намеченной линии в правый пролет, Химики на №2 и Сало успешно прошли по центру, их недолго, но неприятно подержало в бочке. Еще через километр, после правого поворота реки, начало порога у пос. Накиети. Чалились на ПБ уже во входной части порога. Сало и Феррари не успели выгрести к месту чалки штурмовых экипажей и у них была жесткая чалка еще метров на двадцать ниже ФОТО 8, ФОТО 9, ФОТО 10, ФОТО 11, ФОТО 12

 

Обнос порога у пос. Накиети

0,4

Описание порога дано Леной Янковской. В начале  по середине 1,5-2 м валы штуки 4. Дальше справа  метра 3 ниже слив между ПБ и камнем небольшой, но в него тяжело попасть, не наехав на камень. Дальше по ПБ еще несколько небольших сливов, последний с бочкой. Везде нужен слалом. По левую сторону тоже выступали камни и на выходе 2 косые бочки одна за другой.Обнос по дороге на ПБ.
 

Пос. Накиети – 2 км выше пос. Сори

16

Выход на воду ниже моста. Много местных жителей, в основном молодежь, вышли посмотреть представление.

На всем участке встречаются высокие валы (примерно 1,5 м), иногда бочки. Линия движения читается с воды, особые неприятности можно заблаговременно обойти, остальные сложности не представляют. Ночевка на лугу правого берега.

29.04.08

2 км выше пос. Сори – каньон перед пос. Мухли

6,5 

Плесовый участок, разбои. Одиночные валы и бочки видны из далека и легко обходятся.

 

каньон перед пос. Мухли

2

Чалка на ПБ для просмотра. Большая часть каньона видна с дороги, частично вид закрывают заросли на склоне. Каньон представляет собой сужение русла в нашу воду до 15-20 м с валами до 2  м. и мощными бочками по центру. В начале каньона, не далеко от места чалки, под правым берегом слив с бочкой, затем справа каменная  гряда перегораживает треть русла. С левой стороны гряды также слив с небольшой бочкой, причем, обходя этот слив ближе к центру реки, попадаешь на мощный трек, который несет прямо в котел, на половину реки, расположенный метров 20 ниже. Проходы есть и справа и слева от котла. Слева узкий мощный трек под самым берегом, обрывистым с острыми камнями. Справа места по больше и течение спокойней. Далее сужение реки, справа перед разрушенным мостом улово и сразу за ним навал на скалу у ПБ, с какой-то очень неприятной турбулентностью. Метрах в 20 за разрушенным мостом – сильный прижим к ЛБ. Затем река несколько упрощается. Дальше, метрах в 100 перед мостом в Мухли по центру очень коварная бочка, с воды практически не видимая. ФОТО38 Под мостом мощные отбойные валы от быков. За мостом конец каньона. Линия движения. От места чалки выход к центру, на основную струю, за каменной грядой резкий уход вправо, после котла - траверс или прострел влево, ближе к ЛБ. Прохождение. Первые два ката  №4 и №2 шли тандемом. Прохождение №4: ФОТО14, ФОТО16, ФОТО17, ФОТО19, ФОТО24, ФОТО25. № 2 из-за несогласованных действий экипажа попал в котел, вошел успешно, кильнулся на выходе из котла, промыло. Экипаж зачалил перевернутый кат самостоятельно в улове правого берега, перед разрушенным мостом, успешно применив новаторский для всей группы, но где-то почерпнутый химиками, прием гребли изнутри рамы ФОТО28, ФОТО31. Затем обнес неприятное место у ПБ через арку моста, и продолжил прохождение до ката № 4, зачалившегося для страховки на ЛБ, до окончания порога. С этого места по рации выпускали остальные экипажи по одному. Сало и Феррари  - успешное прохождение. Катамаран Сало по решению экипажа прошёл каньон до разрушенного моста ближе к ЛБ, без чрезмерных трудностей, считая, что эта траектория является наиболее безопасной. При прохождении разрушенного моста зашли несколько левее, чем кат №4 и с трудом угреблись от прижима к ЛБ. № 1 недооценил и недосмотрел бочку у ПБ при заходе в каньон и по халатности въехал в нее одним баллоном с малой скоростью. В результате киль. ФОТО33, ФОТО34, ФОТО35, ФОТО36. Самостоятельно зачалиться не удалось, сработала страховка - №4 вытолкал аварийный кат с экипажем на ПБ, метров за 400 – 500 до моста в Мухли и сам зачалился ниже. Затем остальные экипажи перечалились на ПБ к кат №4. Было решено пройти порог до конца и зачалится за мостом. Мост был виден с места чалки и ничего криминального ни до ни после моста не просматривалось. Кат №4 стартовал, начал уходить влево, целясь на  левый пролет моста, где шла основная струя, и сразу же попал в незаметную с воды бочку. ФОТО38 Впечатление такое, как будто кат с разгону врезался в камень, его мгновенно перевернуло через нос, обоих гребцов выбросило из посадок. Экипаж №2, первыми увидавшим киль, бросился в машину и с командой береговой поддержки, и погнался за аварийным катом.

Антон самортизировав ногами об центральный бык моста ушел в улово под ПБ и вылез на сушу. Влад ушел от столкновения с быком по основной струе в левый пролет и сумел самостоятельно вылезти на берег метров на 200 ниже.

Замыкающий кат №1, зачаленный выше, ничего не зная об аварии, выждав положенное время, вышел на воду, за поворотом увидел почему-то все еще зачаленные каты, оценив место чалки как неудобное и, так же, не видя впереди ничего криминального, принял решение действовать по согласованному плану – брать левее и по главной струе уходить в левый пролет моста, за мостом чалится на ПБ, в улово. Бочку заметили только когда в нее вошли, но она нас подержала немного, довольно мягко, и отпустила. Возможно бочка имела пульсирующий характер и кат №1 попал туда в другую фазу, а может быть зашел по другой траектории, а возможно и то и другое. Под мостом «отбились» от очень мощных отбойников у ЛБ и зачалились как планировали. Только тут узнали об аварии. Спасательная команда, оставляя людей, не успевших в машину после очередной, неудачной попытки поймать уже пустой кат, долго гналась за ним. Наконец, Славе удалось поймать кат, где то ниже Амбролаури. При этом он растянул руку, и уже практически не принимал участи в дальнейшем сплаве.

 

мост в Мухли – место стоянки выше Амбролаури. Переезд.

4

После возвращения спасательной команды, погрузились на машину и переехали к месту ночевки на ЛБ, метров 500 ниже s-образного каньона, ниже Цеси.

30.04.08

Осмотр s-образного каньона

0,7

Каньон начинается после пешеходного моста через Риони в конце посёлка Цеси. На ЛБ возле самой воды стоит двухэтажный дом. Сначала идет плавный правый поворот. Берега резко сужаются, переходя в желтовато серые  скальные стенки. Затем левый поворот на 90 гр ФОТО43 с мощным правым прижимом. В заключение под мостом бочка на всю ширину реки, которая здесь сужается до 10м. Затем расширение русла, плесовый участок.

За ночь прошел дождь и уровень воды на плесовом участке, где мы стояли, поднялся примерно на 30 см., а порог стал выглядеть еще внушительнее. Под ЛБ, куда нужно уходить от прижима, после мощного трека образовался пульсирующий вал 1,5 – 2 м. ФОТО39, ФОТО40 Правее наблюдалась каша из хаотических валов и пульсирующих поганок. ФОТО44 При попадании на вал в высокую фазу - большая вероятность киля с последующим завариванием в бочке под мостом. ФОТО41, ФОТО42 Попадание на вал в ту или иную фазу – исключительно случайно, обход вала представляется проблематичным, и не менее опасным.  При таком расходе воды, оцененным примерно как более 100 кубометров, на мой взгляд, каньон является очень опасным и может быть пройден только на более объемных сплав средствах, чем те, которыми мы располагали. Либо, по мнению руководителя, при более высоком уровне подготовки участников, чем в нашей группе.

 

Место стоянки выше Амбролаури – пос. Чребало

20

Плес, разбои. Единственное препятствие - весь день шел дождь, что сильно ограничивало видимость. С этого дня на воду выходило только четыре экипажа – экипаж химиков ехал в машине. Ночевка в районе пос. Чребало, на высоком правом берегу. Рядом разрушенная кладка стены древней крепости.

01.05.08

Пос. Чребало – пос. Маквена

28Плес, разбои заканчиваются после впадения правого притока – р. Шараула. Порог, описанный в [3] в начале каньона мы не обнаружили. Надводных камней на участке практически нет, возможно они все были залиты. Река сужается, берега поднимаются, иногда становясь отвесными. Русло очень извилистое, мощные прижимы. ФОТО49, ФОТО50. Отдельные валы и бочки, ФОТО52, ФОТО55 иногда также очень мощные. Прохождение осуществляли в экспедиционном режиме. Периодически зачаливаясь, чтобы передохнуть и подровнять колонну. Поэтому дать скольнибудь более подробное описание участка не представляется возможным. Очень опытный водник Владимир Ситкин на головном кате уводил колону практически от всех потенциальных неприятностей. После пос. Алпана в экипаже Сало замена – бездействующий второй день Паша уговорил Игоря поменять коленную посадку на комфортабельный Форд Транзит. Далее происходило постепенное нарастание сложности фона, что также не соответствовало имевшемуся у нас описанию. Повороты круче и чаще, прижимы сильнее, валы и бочки мощнее. Во время одной из чалок Феррари навалило на дерево. Снялись без потерь усилиями экипажа. В другом месте замыкающий кат по ошибке зачалился у ПБ рядом с головным, который держало жесткое уловце, с двух сторон запертое берегом и скалой, с третьей стороны припертое небольшой, но злой бочкой. Вышли без потерь, но с большим трудом. В районе пос. Маквена, на повороте реки, головной кат с наплыва принял мощную бочку за вал, решил пройти по центру и кильнулся. При этом Антон остался внутри периметра, Влад ушел самосплавом. Шедший вторым Сало, со сборным экипажем в составе  Лены и Паши с трудом угреблись от этой же бочки и начали преследование аварийного ката, но за поворотом обнаружили резкое усложнение реки и, оценив как невозможное организацию эффективной погони, без усугубления последствий, решили зачалится. Чалка была очень жесткая, в самом конце улова у правого берега. (Со слов команды береговой поддержки, в этом месте река почти по всей ширине перекрыта мощными бочками и валами. Высоту валов Игорь оценил до 2м, Слава до 3м. Проход участка возможен, но для группы нашего уровня подготовки, предварительный просмотр с четко намеченной линией движения - является обязательным. Позднее мы оценили расход воды в месте аварии - выше 200 кубометров). Феррари и замыкающий кат, увидев киль, зачались возле скальной стенки ПБ еще до бочки. Затем, сначала Феррари, потом кат №1 вплотную прижимаясь к каменистой гряде у правого берега перечалились в улово ниже бочки, где уже стоял Сало. Команда береговой поддержки в составе Мевлуда, Давида, Игоря и Славы с дороги увидев киль сразу погналась за аварийным катом. Владу через какое то время с помощью Антона удалось залезть в периметр перевернутого ката и они совместными усилиями зачалились на 3 – 4 км ниже места аварии. Ниже этого места река упрощается, берега опускаются, с дороги можно свободно спустится к реке. Мы на этом решили закончить сплав по Риони, не дойдя до Намахвани примерно 12 км. Самосплавщики меньше.
 

Пос. Маквена - Кутаиси

 

Переезд в Кутаиси. Ночевка в гостях у Мевлуда.

02.05.08

Кутаиси – место стоянки на р. Цхенисцкали выше пос. Текали

 

Закупка продуктов. Переезд на Цхенисцкали

 Цхенисцкали. Общие впечатления. 

Вода такого же цвета и консистенции. На том участке, что мы шли,  расход и скорость течения меньше, чем в целом на Риони, вода менее жесткая. Выше Лентехи, в районе каньона, расход составлял примерно 50 кубометров. Перед Цагери больше 100. Руководитель так оценил пройденный участок: «Шли по реке ниже посёлка Лентехи. Вначале (первые 3 километра) – довольно жёсткая вода, с высокой скоростью течения, необходим постоянный манёвр. Потом постепенно река упрощается, за исключением локальных порогов в Зуби и Окуреши.»

 Сплав по Цхенисцкали. График движения и описание основных препятствий, их прохождение. 
03.05.08

место стоянки выше пос. Текали – место стоянки ниже Лентехи

 

Полудневка, просушка. Осмотр крепости семьи Гардапхадзе в Текали. Осмотр Лентехского каньона. Решение о не прохождении каньона было единодушным. Учитывая сказанное, а также нашу квалификацию, давать здесь описание каньона представляется некорректным. Подробное описание каньона дано в [2]. Здесь следует отметить лишь то, что при нашем уровне воды, судя по всему более высокой,  не все пороги по отчету [2] удавалось четко идентифицировать. Как пример, в пороге № 1 под мостом в нашу воду - бочка огромных размеров. ФОТО62, ФОТО56 Под ЛБ бетонное ограждение почти полностью покрыто водой, видно торчащую арматуру. ФОТО63 Видимый чуть дальше полуобливной камень, судя по всему, в меньшую воду может быть пирамидальной скалой в русле. Кроме того, в [2] дано описание 14 порогов, а точки GPS только на 7, что также затрудняет идентификацию.

Каньон пройден нами примерно за 4 часа, по берегу. ФОТО61, ФОТО58, ФОТО59, ФОТО60, ФОТО64. В Лентехи проехались вдоль речки Хледула. Та небольшая часть что мы видели - малорасходная, слаломная река, с более прозрачной, чем Цхенисцкали, водой и большим количеством камней в русле. Мне напомнила весенний Аксаут. Родилось предложение разведать реку, и, при возможности сплавится по ней. К сожалению такое предложение не нашло дальнейшего развития. Высказывалось предложение заброситься максимально в верховья Цхенисцкали, на сколько будет позволять вода и дорога, и пройти участок до Лентехского каньона. Это предложение так же не было реализовано. Решение о дальнейших действиях отложили на завтра и встали на ночевку на мысе ПБ, в районе лесопилки, 1,5 км ниже Лентехи, возле впадения правого притока Деваш

04.05.08

Лесопилка ниже Лентехи -  впадение правого притока Лахашури

4

Просмотрели кусок Цхенисцкали ниже места стоянки, до правого притока Лахашури и решили сплавляться. Наметили линию движения, ориентиры. На участке выделяюстя несколько сильных прижимов и локальных плюх, от всего можно своевременно уйти. Русло часто делится на несколько проток, на всех поворотах левые протоки менее водные и более безопасные. Некоторая сложность только в том, чтобы своевременно перегрести течение и попасть в эти протоки. Сплав начали на притоке Деваш (название может быть не совсем верно – на карте не разборчиво) метров на 100 выше впадения в Цхенисцкали. Все экипажи прошли успешно, по намеченной линии, ФОТО65, ФОТО66, ФОТО67, зачалились на ПБ в районе впадения притока Лахашури и пошли смотреть дальше. Сазу после впадения притока за правым поворотам речка нескольку усложняется. По центру одна за другой две бочки, которые обходятся ближе к ЛБ. При этом кат попадает на мощный трек, который через метров 10 падет в третью мощную бочку, нужно сильно угребаться в улово под ПБ, куда вливался следующий правый приток Ламанашури. Вопрос – успеем или не успеем оставался спорным, и на сегодняшний день решили сплав прекратить. На стоянку стали чуть ниже места чалки.

05.05.08

Впадение правого притока Лахашури - Цагери

12

За ночь уровень воды несколько понизился, река немного упростилась. С другой стороны спортивное настроение в группе упало, чему способствовал зарядивший сутра дождь, и на сплав вышли только два сборных экипажа – первым шел Сало – Игорь с Пашей Химиком за ним Феррари – Витя с Антоном. Поставили страховку из 4х морковок и пошли. Сало прошел чисто, без особого напряжения и тоже стал на страховку. ФОТО68, ФОТО69,  ФОТО70, ФОТО71, ФОТО72, ФОТО73. С некоторой задержкой также чисто прошел Феррари. После замены в составе Феррари, Витя поменялся с Васо, сплав продолжили в походном режиме.  Как никогда мощная в этот день группа береговой поддержки выдвигалась вперед на машине, просматривала реку. В местах потенциально опасных выставляли сигнальщиков, которые и проводили колону. Впрочем, ни чего особо серьезного не было, локальные валы и бочки, прижимы, все можно обойти. Стоит только упомянуть левый прижим перед Цагери. Перед прижимом по середине большой обливной камень и бочка за ним. Желательно издали, как только за левым поворотом открывается вид на мост и сужение русла, уходить в правую протоку и идти ближе к правому берегу, там  в нашу воду абсолютно чистый проход. ФОТО78, ФОТО79. После обвоза платины стали на стоянку в небольшой рощице возле дороги 1-2 км ниже Цагери.

06.05.08

Цагери - Зуби

7

В этот день на воду вышли три экипажа: головной №4 своим экипажем – Влад с Антоном, затем Феррари сборным экипажем – Витя с Пашей Химиком,  замыкающий кат №1 своим экипажем - Васо и Алексей. Сначала плес и разбои, дождь – постоянно. Береговая поддержка выехала вперед, выставляя сигнальщиков перед началом порогов в Зуби и Окуреши.

 

Пор. у пос. Зуби

1,5

Начало порога - за левым поворотом в русле огромная скала. Удобная чалка на ПБ. Осмотр по ПБ. На входе валы и бочки, ФОТО80, у ЛБ много камней, главная струя уходит под ПБ, где сильный прижим с мощными отбойниками ФОТО81. Большая вероятность киля. Есть проход канализацией возле ЛБ ФОТО82, но в узком месте между камнями проход частично перегорожен лежащим стволом дерева. Вопрос о габарите или не габарите остался открытым, т.к. посмотрев эту часть порога решили не идти. После прижима порог немного упрощается, третью ступень [2] мы уже смотреть не пошли. Обнос по дороге на правом берегу.

 

Пос. Зуби – пос.Окуреши

4

Сплав возобновили перед мостом, куда от основной дороги есть поворот, примерно 1,5 км от начала порога. Участок удобно осмотреть с ЛБ, прейдя по мосту. За мостом по центру камень, за ним бочка, за бочкой правее огромные валы. Феррари зашли по центру и за камнем ушли влево, отгребаясь от бочки. Остальные прошли вдоль ЛБ между камнями. Все успешно. ФОТО84, ФОТО85, ФОТО86, ФОТО87. Ниже метров 200  слева метровый слив через обливняк, плохо видный с воды. Все экипажи прошли этим сливом успешно. Дальше река упрощается. Встречаются отдельные валы и бочки. Река извивается, появляются прижимы. Все легко обходится.

 

Порог у пос. Окуреши

 

Чалка в улово ПБ. Осмотр по ПБ затруднен наличием заборов, дома местных жителей стоят возле реки, далее территория винзавода. В начале порога три широких слива на правом изгибе реки с большими бочками за ними. Первый слив косой. Мощные треки, как правило, падающие слив, требуется постоянный маневр. Вот как описал эту часть Виктор Литвиненко: «В начале порога сужение реки, два камня по бокам, четко просматривался язык между и за ними. Потом справа бочка. Дальше серьезный прижим на камни, если его не обойдешь, попадешь в большую плюху».

За правым поворотом, пред мостом упрощение порога, у ПБ есть места для чалки. За мостом порог представляет собой шиверу, с большим количеством камней. Дальше река делает левый поворот, что за ним мы не смотрели. Из участников нашлось три человека, которые выразили готовность идти просмотренную часть порога. Руководитель решил, что этого не достаточно. Кроме того, в условиях непрекращающегося дождя настроение у группы было в основном не сплавное, и мобилизовать людей на полноценную страховку было сложно. На этом решили поход прекратить. Антистапель. Ночевка на винзаводе.

07 - 10.05.08

Культурная программа.

  

 
Выводы и рекомендации.
 

Запланированный маршрут пройден примерно на половину, четыре киля, три заплыва. Причины следующие.


            1.Выбор маршрута должен быть адекватным силам группы и уровню подготовки. Тезис широко и повсеместно известный. Другое дело, что реализовать его на практике в условиях недостатка информации не всегда получается.


            2. Второй тезис не менее широко известный и уже безоговорочно применимый к нашему походу – не стоит планировать сплав по не знакомой реке в паводок. Это могут себе позволить, разве что, только сильные, уверенные в себе группы. Нашего четверочного опыта для этого явно мало.


            3. Тактика прохождения и страховка. Выбранная тактика сплава по Риони – в экспедиционном режиме, по участкам без выраженных серьезных препятствий, но с достаточно сложным фоном, – на мой взгляд, не волне соответствовала уровню подготовки группы и условиям реки. Страховка тандемом предполагает наличие в группе хотя бы двух сильных экипажей, имеющих достаточный сплавной опыт и подготовленных к возможным аварийным ситуациям. В составе нашей        группы был только один такой человек – Владимир Ситкин. На мой взгляд, опять же, - если бы была выбрана тактика с частыми чалками и постоянными просмотрами реки, как это в последствии делалось на Цхенисцкали, как минимум двух аварий (головного катамарана) можно было бы избежать.


            4. Вопрос соответствия снаряжения и его подготовки к условиям похода раскрыт руководителем:


«Отдельно стоит рассмотреть вопрос подготовки снаряжения к данному походу. Учитывая высокий уровень воды в реках, в особенности на Риони, следует негативно оценить выбор для данного похода спасательных жилетов. Взятые жилеты фирмы Ордана объёмом 10-12 л, по своим характеристикам были явно недостаточны для удержания пловца в потоке с большим расходом, каким была во время нашего похода Риони. Участник похода, имевший более объёмный жилет 28 л от производителя «Красное Солнышко», в заплывах после переворотов чувствовал себя намного спокойнее и увереннее.


Внимательно нужно подойти к креплению запасных вёсел. Так как перевороты на описанных реках могут произойти с большой вероятностью и сплав в перевёрнутом состоянии может продолжаться довольно долго, то такое закрепление стоит продумать очень тщательно. Три произошедших во время похода переворота были сопряжены с потерей запасного весла, именно вследствие ненадёжности его закрепления.


Стоит также напомнить, что наличие стропорезов на жилетах также обязательно, чем некоторые участники похода пренебрегли.


Группе очень внимательно нужно отнестись к вопросу крепления вещей во время сплава. При недостаточно надёжном закреплении вследствие переворота сплавсредства вещи могут быть потеряны.


Отдельную дискуссию вызвал вопрос выбора сплавсредств. По этому вопросу у участников группы не было единодушия. Большая часть участников высказывала мнение, что для сплава по высокой, расходной воде необходимо использовать катамараны с большим суммарным объёмом баллонов. С этой точкой зрения дискутировал и продолжает дискутировать руководитель похода, который настаивает на повышении мастерства и техники гребли и отстаивает ту точку зрения, что объём баллонов является, всё же, не решающим фактором.»


            От себя лично, хочу добавить следующее. Оставляя в стороне вопрос объема спасжилета, как достаточно раскрытый, считаю не менее важным вопрос его конструкции. На мой взгляд, наиболее безопасным, удобным и опционным является надувной жилет или комбинированный с надувными элементами, так как позволяет просто осуществлять предварительную регулировку объема, и, в случае необходимости, позволяет очень быстро объем уменьшить, путем прокалывания баллонов.


            При сплавах по рекам с быстрым течением, еще более важным и бесспорным считаю обязательное наличие у жилета паховых ремней.


            Что касается сплав средств, считаю очень важным наличие ручек, или провешенных веревок с внешней стороны баллонов, которые были бы легко доступны при перевороте судна.


            Повышение мастерства и техники гребли, регулярные тренировки – считаю крайне важным фактором, который ни в коем случае не может подменятся выбором сплавсредства. На мой взгляд, это совершенно независимые части подготовки к водному походу. Что до решающего фактора – то он, конечно же, может быть разным в каждом конкретном случае, успех похода определяется совокупностью факторов.


            5. Проработка запасного варианта маршрута. Нужно констатировать, что в условиях недостатка информации, запасной вариант маршрута не был нами подготовлен. После ряда неудач на Риони в условиях паводка, после просмотра Лентехского каньона при большой воде - спортивное настроение в группе заметно снизилось. (Добавила еще авария, последстия которой мы видели в верховьях Цхенисцкали: автомобиль с четырьмя людьми упал в реку, одному удалось выбраться на берег, женщина погибла, двоих не нашли.) Возник вопрос о дальнейшем маршруте похода. Предложение Игоря о разведке и возможном сплаве по р. Хеледула (при нашем посещении малорасходная, не более 20 кубов, слаломная река) и предложение Влада о верховьях Цхенисцкали до Лентехского каньона, не нашли практической реализации. Рискну высказать предположение, что такое изменение маршрута, возможно, сделало бы общие результаты похода более успешными, т.к. малорасходные слаломные реки более привычны и соответственны опыту группы. К сожалению, группа оказалась не готова мобильно ответить на сложившуюся ситуацию и попробовать изменить маршрут.


            6. Подготовка группы к походу. Тренировочные выезды. Для серьезных походов, особенно запланированных на начало сезона, к этому вопросу нужно подходить очень скрупулезно. Одного выезда на Мигейские пороги (наполовину сорванного по объективным причинам) оказалось явно недостаточно. Нужно было все же изыскать дополнительные ресурсы и сделать еще один выезд на карпатские реки. И конечно, в идеале, поход с повышением категории лучше планировать на середину  - конец сезона, а весной устраивать более простой тренировочный поход.


 

ПОЗИТИВ. Не смотря на все выше сказанное, я считаю поход удачным.


            Все вернулись живые и здоровые – я НЕ писал бы этот тезис, если бы считал его результатом слепой случайности. Да, в чем-то нам улыбнулась удача, но во многом это результат упорной работы и грамотных действий всех участников похода.


            Мы прошли большую часть паводковой Риони, и часть Цхенисцкали, которая в [2] характеризована как «очень напоминающая Аргут», смогли адекватно ответить на серьезные вызовы этого похода. Все участники приобрели новый очень полезный и очень ценный опыт.


            Наконец, мы открыли для себя Грузию, страну очень гостеприимную, чрезвычайно интересную, богатую разнообразными сплавными реками. И я считаю что, это последние, с лихвой перевешивает все неудачи, что имели место в этом походе.


 
 
 
Литература
 

            При подготовке к походу использовались следующие материалы:


1.Описание похода по Цхенисцкали Спрингиса 1988 г.


http://turizm.lib.ru/t/turism/chenis.shtml


2. Отчет Цветковой по Цхенисцкали 2006 г.


http://www.whitewater.ru/tourism/Rivers/Kavkaz/Tshenistskali/Tsvetkova2006/index.htm


3. Отчет Митрофанова по Риони 1970 г.


http://tlib.ru/doc.aspx?id=29987&page=1


 
Ссылки
 

Художественный отчет


Часть 1. http://dnevnik.bigmir.net/view_article/dnevnik/716689/


Часть 2. http://dnevnik.bigmir.net/view_article/dnevnik/722915/


Фотографии


http://media.meta.ua/profile.php?id=211229&sid=103701&num=8


http://media.meta.ua/profile.php?id=211229&sid=103708&num=16


Последнее обновление ( 01.06.2008 г. )
 
« Пред.   След. »

« < Ноябрь 2017 > »
Вс Пн Вт Ср Чт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2